Карта сайта
10 ноября 2017, 18:18

Николай Белоус принял участие в XIV Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана

8-9 ноября в Челябинске на базе Южно-Уральского государственного университета состоялся XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В мероприятии приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева, министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев и Губернатор Челябинской области Борис Дубровский. В числе участников этого крупнейшего форума было более 300 представителей ВУЗов России и Казахстана, в том числе 77 ректоров из России и 49 – Казахстана.

Наш регион представлял заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» по проектной работе, ректор Брянского государственного аграрного университета, председатель Совета ректоров Брянской области Николай Белоус, который сразу после прибытия из Челябинска поделился своими впечатлениями от работы престижного форума.

- Главная тема форума была весьма актуальной, - рассказал Николай Белоус. - Прежде всего, она касалась темы образования и его влияния на развитие «человеческого капитала». Ведь стратегически важные инвестиции в «человеческий капитал» закладываются именно на этапе образования. Этой теме был посвящён первый день форума.

Открыли встречу президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и председатель совета ректоров ВУЗов республики Казахстан, ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва Ерлан Садыков.

В своём выступлении Виктор Садовничий поздравил всех с началом форума, подчеркнув, что на мероприятии будут решаться вопросы, которые сближают университеты России и Казахстана. Кроме того, ректор МГУ отметил, что двум государствам удалось сохранить языковую, культурную и научную общность.

Глава Союза ректоров России анонсировал публикацию нового рейтинга мировых ВУЗов, над которым работали специалисты МГУ. Работа над исследованием уже завершена. В нём будут представлены 500 зарубежных высших учебных заведений и 50 российских. Ректор МГУ отметил, что при составлении рейтинга были взяты критерии, отличные от тех, что используют в мировых рейтингах. Причём позиции некоторых ВУЗов серьезно изменились, например, учебных заведений Японии, Ирана. ВУЗы оценивались по их вкладу в развитие общества, влиянию на него, а не только по публикации научных работ, цитируемости учёных. В работе над рейтингом принимали участие 35 международных экспертов, в том числе из Великобритании, США, Индии, Австралии.

Виктор Садовничий коснулся и темы развития ВУЗов. В частности, он сказал, что на Западе серьёзно обсуждается вопрос, какими будут университеты. Нужны ли большие кампусы, или достаточно небольшого офиса, в котором будет дистанционное обучение. Проведенный опрос дал такие результаты: 67,2% считают, что останется традиционная форма обучения, а 32,8% полагают, что будет востребована именно дистанционная форма обучения. И нам важно не упустить этот момент.

Программа форума ректоров была разделена на два больших блока. Первая половина дня отведена на работу трёх сессий. На первой рассматривался вопрос «Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности человеческого капитала», на второй – «Развитие и стимулирование инновационной деятельности современного ВУЗа» и на третьей сессии – «Развитие стратегического партнёрства ВУЗов Казахстана и России: международное измерение высшего образования».

Особенно запомнилась вторая сессия форума, которая посвящалась инновационному развитию ВУЗов. На ней ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что качество образования определяется также уровнем математической школы. Он привёл в пример Америку, где был сделан мощнейший рывок в качестве математического образования. Вузы США признавали, что отстают в этом направлении. Комиссия Джона Гленна (первый астронавт США, экс-сенатор) сделала доклад на 100 страницах о важности преподавания математики и естественных наук. Комиссия прямо сделала такой вывод, что на заре нового столетия и тысячелетия будущее благосостояние нашего государства и народа зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам. И тогда Штаты вложили в это направление баснословные средства.

В свою очередь, говоря о качестве образования в России, Виктор Садовничий отметил, что нам важно не потерять то, что у нас было.

Ректор Южно-уральского государственного университета Александр Шестаков рассказал о научном потенциале ВУЗа и последних разработках. Например, в настоящее время университет работает над оборудованием для энергосбережения, которое даёт экономию до 40%. Также совместно с американской фирмой Южно-Уральский госуниверситет работает над созданием технологии энергосбережения. В ВУЗе особое внимание уделяется робототехнике и развитию аддитивных технологий. С их помощью создаются приборы для нефтегазовой отрасли.

Характерная деталь состоит в том, что развивать новые технологии ВУЗу позволяет суперкомпьютерный центр, который высоко ценится не только в России, но и за рубежом, тем самым университет имеет немало заказов на исследовательские проекты.

Говоря о взаимодействии России и Казахстана в области образования, Александр Шестаков отметил, что при определении будущей площадки для проведения форума Южно-Уральский государственный университет был выбран не случайно. В нём обучаются 3400 казахских студентов, читают лекции 15 профессоров и доцентов из соседней республики, научные исследования ведут 45 молодых учёных из Казахстана. По словам ректора, форум позволяет не только наладить новые контакты между университетами двух стран, но и поможет продемонстрировать международной общественности возможности российского ВУЗа.

Вторая часть форума прошла в формате пленарного заседания, в котором приняли участие Министры образования и науки двух стран, а также полномочный представитель Президента в УрФО и Губернатор Челябинской области.

Участников форума от имени Президента РФ Владимира Путина приветствовал его полномочный представитель в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, который процитировал слова Президента России о том, чтонаши народы исторически связывают тесные дружеские, культурные и экономические связи. Расширение сотрудничества России и Казахстана в сфере образования и науки играет первостепенное значение. Казахстан является ключевым партнёром российских университетов и что сегодняшнее мероприятие будет способствовать дальнейшему укреплению связей, принятию конструктивных решений для эффективного взаимодействия в образовательной и научной среде.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский в своём выступлении также сделал акцент на необходимости расширения сотрудничества между странами и приграничными регионами. В частности, он сказал, что между ВУЗами Челябинской области, а их всего 30, и Республики Казахстан налажены «горизонтальные» связи. В этом направлении особое значение имеет деятельность Южно-Уральского государственного университета. Наши образовательные программы востребованы по обе стороны границы. Российская сторона хорошо понимает важность взаимодополняемых компетенций в научно-образовательной сфере и стремится к постоянному обмену опытом и образовательными технологиями.

Министр образования и науки России Ольга Васильева в своём докладе особое внимание уделила ведущей теме форума – развитию человеческого капитала. Она подчеркнула, что основную роль в этом деле играет вузовское образование, которое должно отвечать современным требованиям.Масштаб проводимого форума свидетельствует о высоком уровне интереса к развитию межнационального диалога и поиске новых форм сотрудничества. Ольга Васильева сделала акцент на то, что человеческий капитал – это, прежде всего, совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. При этом ядром человеческого капитала был, есть и будет являться человек образованный, созидательный, инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма.

Виктор Садовничий, подводя итоги форума, отметил, что за многие годы между ВУЗами России и Казахстана накоплена огромная база сотрудничества. Он обратил внимание участников мероприятия на необходимость сохранения качества высшего образования, которое присуще российским ВУЗам, особенно в области естественно-научных и инженерных дисциплин. Запомнилась мысль, высказанная ректором МГУ имени М.В. Ломоносова о том, что мы всегда можем  освоить западную модель образования, практику, но фундаментальность нашего образования мы должны сохранять, это и есть наше конкурентное преимущество.

По итогам форума ректоров России и Казахстана была принята совместная резолюция о сотрудничестве в сфере науки и образования, подготовки и обучения студентов, совместного использования лабораторно-технической базы университетов, реализации совместных проектов.Также руководители российских и казахстанских ВУЗов подписали 40 меморандумов о сотрудничестве.

Необходимо отметить, что в ходе мероприятия гостям форума была предоставлена возможность ближе познакомиться с Южно-Уральским государственным университетом. Гости посетили разнообразные экскурсии, оценили научные и технические достижения учёных ВУЗа. Всего в ЮУрГУ представлено свыше 30 лабораторий и научно-образовательных центров, а также 8 международных научных лабораторий под руководством ведущих мировых учёных из Германии, США, Австралии, Индии и других стран. Экскурсии были организованы как в музеи университета, так и в различные научно-образовательные центры и высокотехнологичные лаборатории, в том числе в лабораторию суперкомпьютерного моделирования, НОЦ «Нанотехнологии», НОЦ «Геоинформационные технологии» и другие.

Посетив центры и лаборатории, мы убедились в современной, инновационной, надёжной материальной базе, которой обладает Южно-Уральский государственный университет. А ещё здесь уделяется большое внимание проведению всех видов практик и трудоустройству выпускников. Вузовский отдел практики и трудоустройства студентов обеспечивает координацию действий структурных подразделений университета и методическое обеспечение практик; взаимодействие с предприятиями и службами занятости; проводит маркетинговые исследования рынка труда; организует работы комиссий по содействию в трудоустройстве выпускников на факультетах. Университетом заключено около 3000 договоров о сотрудничестве с крупными предприятиями Челябинска и области.

Резюмируя то, что нам удалось увидеть, можно сделать вывод, что сегодня Южно-Уральский государственный университет – это мощный, современный, динамично развивающийся научный и образовательный центр. Опираясь на накопленный опыт и научный потенциал, а также принимая во внимание тенденции современной экономики, этот ВУЗ непрерывно совершенствуется, что является достойным примером для других высших учебных заведений России.

 

Ссылка для блогов