Карта сайта
21 октября 2019, 16:47

Найден самолёт защитника Брянщины

Фото: пресс-служба АО «Транснефть - Дружба»
Фото: пресс-служба АО «Транснефть - Дружба»

В Выгоничском районе было найдено место падения советского самолета ЯК-1, сбитого во время Великой Отечественной войны. О воздушном бое, произошедшем в 1941 году над селом Лопушь и о судьбе пилота крылатой машины рассказал председатель общественного совета федерального проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» в Брянской области, руководитель регионального объединения поисковых отрядов «Брянский Фронт» Максим Волков:

- Поисковыми отрядами «Дружба» и «Боевое Братство» была проведена полевая разведка у села Лопушь Выгоничского района. По рассказу местного старожила Владимира Васина, летом 1941 года жители села видели, что в направлении реки Десны летел горящий советский самолёт, за которым гнался немецкий истребитель. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но фашист не успокоился и несколько раз пытался расстрелять из пулеметов спускающегося на землю пилота.

Чтобы выяснить, кем был этот советский офицер, необходимо было найти место падения самолёта и его фрагменты, на которых имеются идентификационные номера машины.

После исследования заливного луга у реки Десна была обнаружена воронка, берега которой были усеяны кусками обшивки самолёта. Благодаря Брянскому управлению АО «Транснефть-Дружба», которое предоставило экскаватор, на трёхметровой глубине были найдены остатки кабины, вооружение, лопасти винтов и мотор с номером  №125-743.

При помощи исследователя авиации Бориса Давыдова, на форуме поискового объединения «Тризна» было установлено, что самолет ЯК-1 с таким номером входил в состав 20 истребительного авиаполка Западного фронта и на этой машине летал лейтенант Сергей Семенович Тарасов.

Благодаря сайту Министерства обороны РФ «Память народа», удалось найти наградной лист на награждение лётчика орденом «Красного Знамени», в котором описаны обстоятельства того боя. В документе сказано:

«30 августа 1941 года участвуя в групповом воздушном бою в районе Брянска, дрался смело и отважно, выручил своего товарища, сам в этом бою получил серьёзное ранение в ногу и руку. Товарищ Тарасов принял решение спасти самолёт. Перелетев линию фронта самолёт загорелся и лётчик только тогда покинул его. После излечения в госпитале летчик изъявил своё желание (направиться) снова на фронт, чтобы участвовать в боях за Москву».

Немного другая информация находится в документах 20 истребительного авиаполка. Там есть такая запись: «30.08.1941г. лейтенант Тарасов сопровождал СБ (скоростной бомбардировщик). Подбит ЗА (зенитной артиллерией) в районе Выгоничи. Выпрыгнул с парашютом и приземлился».

По документам можно ознакомиться и с биографией пилота. Сергей Тарасов родился в 1916 году в г. Грозный Терской области. В советское время его семья переехала в Москву, так как его отец – Семён Константинович числится проживающим в доме № 14 Большого Власовского переулка. Закончив одну из лётных школ СССР, в 1937 г. Тарасов становится кадровым офицером Красной Армии. С первого дня Великой Отечественной войны он воевал на Юго-Западном и Западном фронтах. К весне 1942 года совершил 88 боевых вылетов: из них: на штурмовку войск противника – 29, на сопровождение бомбардировщиков – 46. Участвовал в 18 воздушных боях и лично сбил один «Юнкерс-88». При штурмовках уничтожил: 9 автомашин с пехотой, 24 мотоциклиста, до 30 подвод с грузом, до 120 человек пехоты немцев, 3 зенитно-пулемётные точки. 1 марта 1942 года повредил самолет «Юнкерс-52».

В газете «Сталинский сокол» от 14.08.1942 г. так описывалось одно из сражений с его участием: «Бесстрашно сражается капитан Тарасов. Ведя бой в паре с летчиком Лысцовым против 4 «Ме-109», они заставили немцев драться на виражах. Лысцов зашел одному вражескому самолету в лоб. Тот резко развернулся и, попав под меткую очередь Тарасова, врезался в землю. Остальные поспешили удрать. Через несколько дней Тарасов, патрулируя над войсками, отразил одну за другой несколько попыток немцев бомбардировать наши боевые порядки и подбил при этом «Ю-88». В тот момент, когда кончился боекомплект и было на исходе горючее, капитан увидел еще один «Ю-88». Летчик принял смелое решение – таранить противника на встречных курсах. Удар был нанесен плоскостью по плоскости бомбардировщика. «Ю-88» начал рассыпаться в воздухе, затем перевернулся и со всем экипажем врезался в землю».

22 августа 1942 года командир эскадрильи, капитан Сергей Семенович Тарасов не вернулся с боевого задания… Летчик до сих пор считается пропавшим без вести. В этот же день, возможно из того же вылета не возвратились ещё три лётчика, один из которых наш земляк, уроженец города Карачева, младший лейтенант Николай Матвеевич Стефашин, 1916 г.р. А значит поисковым отрядам предстоит ещё много работы.

Ссылка для блогов